Научный диктант «Наука Южного Урала» 2024: ответы на вопросы

Научный диктант «Наука Южного Урала» 2024: ответы на вопросы

 

С 8 по 15 февраля 2024 года в онлайн- и офлайн-форматах проходит научный диктант на тему «Наука Южного Урала». Это просветительская акция и уникальная возможность повысить уровень своих знаний об основных направлениях научно-технологического развития Южного Урала.

Вопросы и ответы на научный диктант «Наука Южного Урала» 2024

1. Прочитайте текст. О каком государственном празднике рассказывается в тексте?

История праздника начинается еще со времен Петра I. По его велению в 1724 году именно 8 февраля был издан указ о развитии науки в российском государстве, благодаря чему появилась первая Академия наук и художеств, объединявшая гимназию и университет.

Ответ: День российской науки

2. Прочитайте текст. Рассмотрите карту и укажите в ответе номера городов Челябинской области, в которых расположены организации высшего образования и науки.

Ответ: 2, 3, 4, 9, 10

3. Отметьте верное утверждение

  • Высшую школу Челябинской области представляют 15 образовательных организаций высшего образования, в которых обучается более 45 000 студентов
  • Высшую школу Челябинской области представляют 24 образовательных организаций высшего образования, в которых обучается более 80 000 студентов
  • Высшую школу Челябинской области представляют 30 образовательных организаций высшего образования, в которых обучается более 90 000 студентов
  • Высшую школу Челябинской области представляют 46 образовательных организаций высшего образования, в которых обучается более 100 000 студентов

4. В 2023 году впервые в Челябинской области состоялся областной конкурс в сфере популяризации науки и технологий «Наука – это красиво». Ключевой целью конкурса стала популяризация научно-исследовательской деятельности в Челябинской области.

Участие в конкурсе приняли 461 человек – обучающиеся образовательных организаций, а также ученые Челябинской области. Рассмотрите работы победителей участников конкурса «Наука – это красиво» в номинации «Рисунок» и соотнесите с текстом.

4.1 «Творчество – это и наука». Автор работы П.В. Осокина (Южно-Уральский технологический университет), победитель регионального конкурса «Наука – это красиво» (2023 г.)

Ответ: Наука и искусство являются важными составляющими духовной сферы жизни общества. В истоках научного открытия и произведения искусства лежит идея. Она напрямую связана с чувствами и эмоциями. Несмотря на то, что наука основана на точных фактах, она отражает внутренний духовный мир человека – ученого.

4.2 «Первые шаги в науке». Автор работы Е.С. Пестрикова (Южно-Уральский государственный аграрный университет), участник регионального конкурса «Наука – это красиво» (2023 г.)

Ответ: Научное наставничество – это форма организации процесса привлечения и адаптации студентов и школьников в научную деятельность. Предполагает научное руководство и передачу практического опыта научной деятельности.

4.3 «Молодые ученые Челябинской области». Автор работы М.О. Саломатова (Южно-Уральский технологический университет), победитель регионального конкурса «Наука – это красиво» (2023 г.)

Ответ: Поддержка талантливой молодежи и создание условий для её успешного участия в научной, научно-технической деятельности стали ключевыми задачами государственной программы «Развитие науки в Челябинской области», разработанной по инициативе Губернатора Челябинской области Алексея Леонидовича Текслера.

4.4 «Челябинск – город будущего». Автор работы М.А. Полякова (СОШ №146 г. Челябинска), победитель регионального конкурса «Наука – это красиво» (2023 г.)

Ответ: Умный город – это городская местность, в которой используется множество цифровых технологий для улучшения жизни жителей, совершенствования инфраструктуры, модернизации государственных услуг, расширения специальных возможностей, обеспечения экологической устойчивости и ускорения экономического развития. Умные города – это города будущего.

4.5 «Астрофотография кометы С/2022 Е3 (ZTF)». Автор работы П.А. Парков (Кванториум», г. Магнитогорск), победитель регионального конкурса «Наука – это красиво» (2023 г.)

Ответ: Астрофотография – способ проведения астрономических наблюдений, основанный на фотографировании небесных тел с использованием астрографов.

Направление астрофотографии развивается в Обсерватории им. С.А. Колобова в г. Магнитогорске Челябинской области.

5. В 2023 году в Челябинской области впервые состоялся торжественный прием лучших аспирантов образовательных организаций высшего образования «Научный тандем». Наградами отмечены 16 аспирантов из ведущих вузов области в возрасте до 35 лет и их научные руководители. Какой девиз лучшего аспиранта зашифрован в изображении, созданном с помощью нейросети?

«Наука – это область неограниченных возможностей». Безбородова Полина Александровна (Челябинский государственный университет)

«Наука – это непрерывный поиск истины». Солина Анна Васильевна (Челябинский государственный институт культуры)

«Наука – это рациональный подход к будущему». Журавлев Андрей Владимирович (Южно-Уральский государственный аграрный университет)

«Наука – это вечный двигатель, который работает!». Ширяева Елена Николаевна (Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова)

«Наука – это космический полет в мир новых знаний». Кади Амар Мохаммад Яхья (Южно-Уральский государственный университет (национальный исследовательский университет))

6. С июня по октябрь 2023 г. в России проходил конкурс по определению талисмана Десятилетия науки и технологий. Что стало официальным талисманом Десятилетия науки и технологий в России?

  • кот Сириус
  • мудрый Суслик
  • кот Ученый

7. Какое транспортное средство, изобретенное на Южном Урале, изображено на фото?

Ответ:  колесница

8. Соотнесите научно-образовательную организацию Челябинской области с ее описанием.

8.1 Обсерватория им. С.А. Колобова (г. Магнитогорск)

Деятельность этой сети организаций направлена на информирование населения о принципах функционирования атомной отрасли и перспективах развития атомной энергетики; повышение престижа отраслевых профессий; популяризацию науки, инновационных технологий и технического образования.

Деятельность организации направлена на выявление проявляющих выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи, координацию, организацию и проведение особо значимых мероприятий в области образования и науки, искусства, спорта; разработку и реализацию образовательных программ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; обеспечение индивидуальной работы с талантливыми детьми и молодежью по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов.

Деятельность организации направлена на проведение систематических наблюдений небесных тел, где можно увидеть то, что находится за пределами Земли: метеоры и астероиды, галактики и квазары, планеты и туманности. Ученым предлагается оборудование научного класса, позволяющее проводить наблюдения и вести научную работу.

Деятельность организации направлена на получение астрономических знаний, на базе которого поводятся познавательные мероприятия по физике, математике и астрономии для детей.

8.2 Астрокомплекс Южно-Уральского государственного гуманитарно-педагогического университета (г. Челябинск)

Ответ: Деятельность организации направлена на получение астрономических знаний, на базе которого поводятся познавательные мероприятия по физике, математике и астрономии для детей.

8.3 «Курчатов Центр» (г. Челябинск)

Ответ: Деятельность организации направлена на выявление проявляющих выдающиеся способности и высокомотивированных детей и молодежи, координацию, организацию и проведение особо значимых мероприятий в области образования и науки, искусства, спорта; разработку и реализацию образовательных программ, в том числе с использованием дистанционных образовательных технологий и электронного обучения; обеспечение индивидуальной работы с талантливыми детьми и молодежью по формированию и развитию их познавательных интересов, построению индивидуальных образовательных маршрутов.

8.4 Автономная некоммерческая организация «Информационный центр атомной отрасли». (г. Челябинск)

Ответ: Деятельность этой сети организаций направлена на информирование населения о принципах функционирования атомной отрасли и перспективах развития атомной энергетики; повышение престижа отраслевых профессий; популяризацию науки, инновационных технологий и технического образования.

 

9. Разгадайте ребусы. Полученные слова по смыслу вставьте в текст.

Музей (1)- заповедник (2) находится на самом юге Челябинской области и является единственным в стране крупным комплексным заповедником, охраняющим и исследующим природные системы и исторические памятники в их взаимосвязи. В Аркаиме (3) их более 70: от стоянок каменного века до курганов кочевников 12-14 веков новой эры и многое другое.

Славу и уникальность этого музея-заповедника составляет культурный комплекс 20-18 в. до н.э. – укреплённое поселение и некрополь (4) – остатки протогородской цивилизации бронзового века, возрастом около четырёх тысяч лет.

Сегодня об этом музее-заповеднике можно услышать самые невероятные легенды. Например, будто бы на гору Разума (5) прилетал сам господь Иисус, а внутри горы Шаманки (6) находится космический корабль инопланетян, и будто бы умываясь в водах небольшой речушки Караганки (7), обретаешь молодость. О нем даже снят фильм «Аркаим. Колесница времени», главную роль в котором сыграл актер Сергей Пускепалис (8)

10. Президент России Владимир Путин объявил 2022-2031 гг. Десятилетием науки и технологий. В рамках Десятилетия науки и технологий в Челябинской области запущены три маршрута научно-популярного туризма. К каким направлениям относятся объекты научно-популярного туризма, входящие в программы туров Челябинской области?

1. «Путешествие в науку: откуда берется электричество». Ключевые объекты маршрута: ЮУрГУ, Филиал Учебного центра «Россети Урал», НТЦ «Приводная техника».

2. «Путешествие в науку: секреты несекретных лабораторий». Ключевые объекты маршрута: ЮУрГУ, Филиал Учебного центра «Россети Урал», ЧелГУ, Цех «Высота 239» АО «Челябинский трубопрокатный завод».

3. «Путешествие в науку: на родину Курчатова». Ключевые объекты маршрута: ЮУрГУ, Филиал Учебного центра «Россети Урал», ЧелГУ, Парк занимательной науки «Экспериментус», Цех «Высота 239» АО «Челябинский трубопрокатный завод».

культурные

научно-образовательные

промышленные

памятники природы

исторически-значимые места

11. Прочитайте факты из биографии и цитаты ученого, родившегося в Челябинской области. Укажите, о ком идет речь?

1) «Отец» советской атомной бомбы; 2) изобрел первый в Европе циклотрон; 3) изобрел первый в Европе атомный реактор; 4) «Я счастлив, что родился в России и посвятил свою жизнь атомной науке великой страны. Я глубоко верю и твердо знаю, что наш народ, наше Правительство только благу человечества отдадут достижения этой науки»; 5) «Богат и славен Борода, Его объекты несчислимы. Ученых бродят там стада, Хотя и вольны, но хранимы».

Ответ: Игорь Васильевич Курчатов – советский физик, научный руководитель советского атомного проекта, создатель советской атомной бомбы.

12. Прочитайте текст. Определите, о каком памятнике на территории Челябинска идет речь. Вставьте в текст пропущенные слова.

Памятник знаменитому академику-ядерщику Курчатову (1) был возведен в 1986 году, к 250-летию Челябинска. Автор – скульптор Авакян (2). Памятник расположен на границе проспекта Ленина и парка имени Гагарина и представляет собой интересную архитектурную композицию, включающую два пилона и находящийся между ними постамент великого ученого, физика-ядерщика. Полусферы на пилонах, достигающих в высоту до 27 метров, олицетворяют расщепленный атом (3). Общая высота памятника вместе со статуей составляет более 4-10 (4) метров.

13. Прочитайте текст. О каком жителе Челябинска идет речь?

Он окончил технико-математический лицей, где о нем всегда говорили как о сдержанном и способном ученике. После окончания лицея, который дал ему много знаний, в 2006 году поступил в Южно-Уральский государственный университет на техническую специальность. Выбранным направлением стало «Авиастроение и вертолетостроение». Успешно окончив университет, он продолжал следовать своей цели, которая была у него еще со школьных времен. Он работал инженером-конструктором в отделе проектирования самолетов. В 2012 году он подал документы на конкурс космонавтов и успешно прошел общекосмическую подготовку, получив квалификацию «космонавт-испытатель». Он был частью резервного и дублирующего экипажей, а также основного экипажа ТПК «Союз МС-22» и космической экспедиции МКС-68. В сентябре 2022 года он стартовал на ракете-носителе «Союз-2.1а» в качестве бортинженера экипажа транспортного космического корабля «Союз МС-22». Во время этого полета он совершил выход в космос, который длился 6 часов 25 минут.

Ответ: Дмитрий Александрович Петелин – космонавт-испытатель отряда космонавтов Роскосмоса.

14. Прочитайте текст. Какие из перечисленных объектов Челябинской области носят имя Г.И. Носова?

Король советской металлургии Григорий Иванович Носов (1905-1951) – советский инженер-металлург, главный инженер, директор Магнитогорского металлургического комбината. Лауреат двух Сталинских премий второй степени. В годы Великой Отечественной войны под руководством Г.И. Носова Магнитогорский металлургический комбинат в срочном порядке освоил производство броневой стали для танков в мартеновских печах, прокат бронелистов на обычных блюмингах, также было освоено производство ферромарганца на местном сырье.

Трудовой подвиг «Магнитки» вошел в историю. И в этом огромная заслуга Григория Ивановича Носова. Своим примером он вдохновлял на подвиги и внушал несокрушимую уверенность в победе.

  • улица
  • университет
  • завод
  • площадь

15. Соотнесите текст и стиль

15.1 В рамках нацпроекта «Наука и университеты», реализуемого Минобрнауки России, активно ведется работа по развитию сети современных университетских кампусов мирового уровня. Челябинская область вошла в число победителей первой волны конкурсного отбора.

Межуниверситетский кампус мирового уровня в Челябинской области предусматривает строительство 10 объектов, в том числе более 40 лабораторий для проведения научных исследований и разработок.

(По материалам сайта АНО «РИОН».)

Ответ:

  • 15.1 публицистический
  • 15.2 художественный
  • 15.3 научный
  • 15.4 официально-деловой
  • 15.5 разговорный

16. Изучите график и выберите верное утверждение.

Основным элементом науки Челябинской области являются организации, выполняющие исследования и разработки, а также подразделения высших учебных заведений, организаций промышленного производства. В 2022 году 65 организаций региона выполняли научные исследования и разработки, за год их число увеличилось на 3,2 %.

Основным элементом науки Челябинской области являются организации, выполняющие исследования и разработки, а также подразделения высших учебных заведений, организаций промышленного производства. За последние пять лет наблюдается снижение их количества. В 2022 году 65 организаций региона выполняли научные исследования и разработки.

Основным элементом науки Челябинской области являются организации, выполняющие исследования и разработки, а также подразделения высших учебных заведений, организаций промышленного производства. В 2022 году 65 организаций региона выполняли научные исследования и разработки, за год их число сократилось на 5%.

Основным элементом науки Челябинской области являются организации, выполняющие исследования и разработки, а также подразделения высших учебных заведений, организаций промышленного производства. В 2022 году 65 организаций региона выполняли научные исследования и разработки, их число не изменяется в последние годы.

17. 15 февраля 2013 года недалеко от города Челябинска на земную поверхность упал метеорит. Какое имя присвоено метеориту?

  • Челябинск
  • Челябинский болид
  • Чебаркульский астероид
  • Чебаркуль

18. Высоким научным потенциалом и уникальным оборудованием располагает Российский федеральный ядерный центр – Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики (РФЯЦ–ВНИИТФ), расположенный в городе Снежинске Челябинской области. В честь кого назван Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики?

  • Е.И. Забабахин
  • С.А. Колобов
  • В.П. Макеев

19. На суперкомпьютерах этого университета был произведен рендеринг спецэффектов для российского фильма-катастрофы «Экипаж» режиссера Николая Лебедева, вышедшего в 2016 году. Отличительной особенностью фильма также являются красочные и реалистичные спецэффекты, свойственные голливудским фильмам. Рендерингом компьютерной графики – получением изображения по модели с помощью компьютерной программы – к фильму «Экипаж», занимался Валентин Дорохов, выпускник кафедры «Системное программирование» ЮУрГУ. В процессе работы использовались возможности суперкомпьютера университета, благодаря чему была достигнута высокая реалистичность сцен катастрофы. О каком университете говорится в тексте?

  • Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова
  • Южно-Уральский государственный университет (НИУ)
  • Челябинский государственный университет
  • Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет

20. Николай Николаевич Горькавый – советский и российский астрофизик, писатель, доктор физико-математических наук, автор научно-популярных и научно-фантастических книг. В 1976 году окончил школу № 92 в Челябинске. В 1976 году поступил на физический факультет Челябинского государственного университета, а в 1981 году закончил его. Прочитайте отрывок из книги «Возвращение Астровитянки» и укажите, какие города Челябинской области упоминает Н.Н. Горькавый в книге?

  • Касли и Кыштым
  • Миасс и Коркино
  • Озерск и Снежинск
  • Сатка и Златоуст

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *